Дети с врождёнными пороками сердца всегда находятся под пристальным наблюдением детских кардиологов и педиатров. Однако в последние годы учёные всё чаще приходят к мнению о том, что ребенок с подобной патологией нуждается во внимании не только докторов, но и специалистов немедицинского профиля: филологов, психологов, социальных работников, педагогов, поэтому междисциплинарные исследования приобретают особую актуальность для решения подобных задач.
За 2023 год в рамках гранта «Проблема когнитивно-дискурсивной параметризации медицинского дискурса пациентов с врождённым пороком сердца в кардиохирургическом стационаре» проведено порядка 200 опросов детей, оперированных по поводу врождённых пороков сердца в отделении кардиохирургии №2 НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний. Детям было выполнено кардиохирургическое вмешательство в условиях искусственного кровообращения. Пациенты данной группы не имели тяжёлой сопутствующей патологии, которая могла бы оказывать влияние на когнитивный статус ребенка, исследование которого было проведено в ранний послеоперационный период – 7 дней после проведённого вмешательства в условиях хирургической палаты после перевода пациентов из отделения реанимации в стабильном состоянии и при сохранной внутрисердечной гемодинамике.
В первую очередь, обследованы дети, которые уже прошли радикальную коррекцию порока сердца, так как они подвержены большему риску развития когнитивных нарушений, поскольку триггером может служить не только сам порок, но и операция в условиях искусственного кровообращения, анестезиологическое пособие, длительная медикаментозная терапия и сам факт длительного пребывания в кардиохирургическом стационаре.
В ходе исследования учёные Кемеровского госуниверситета и НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний смогли оценить речевые навыки детей, включая экспрессивную и рецептивную речь, а также их внимание и память. Выявлены изменения в медицинской коммуникации при смене адресантов с коллег на юных пациентов или их законных представителей, обосновано включение когнитивных нарушений в спектр коммуникативных барьеров в общении между детским кардиологом и пациентом.
Сегодня междисциплинарный коллектив кузбасских учёных под руководством доктора филологических наук, заведующего кафедрой теории и методики преподавания гуманитарных дисциплин Института образования КемГУ Вероники Каменевой работает над описанием когнитивного статуса и особенностей коммуникации детей, оперированных по поводу ВПС.
По словам специалистов, это поможет создать направления и программы пререабилитации, которые позволят подготовить когнитивную сферу ребёнка к предстоящей операционной нагрузке. Поскольку в реализации проекта принимает участие междисциплинарный коллектив специалистов, аналога которому в Кузбассе на данный момент нет, дальнейшие результаты будут способствовать созданию первой в Сибири междисциплинарной программы реабилитации пациентов с врождённым пороком сердца.
За 2023 год в рамках гранта «Проблема когнитивно-дискурсивной параметризации медицинского дискурса пациентов с врождённым пороком сердца в кардиохирургическом стационаре» проведено порядка 200 опросов детей, оперированных по поводу врождённых пороков сердца в отделении кардиохирургии №2 НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний. Детям было выполнено кардиохирургическое вмешательство в условиях искусственного кровообращения. Пациенты данной группы не имели тяжёлой сопутствующей патологии, которая могла бы оказывать влияние на когнитивный статус ребенка, исследование которого было проведено в ранний послеоперационный период – 7 дней после проведённого вмешательства в условиях хирургической палаты после перевода пациентов из отделения реанимации в стабильном состоянии и при сохранной внутрисердечной гемодинамике.
В первую очередь, обследованы дети, которые уже прошли радикальную коррекцию порока сердца, так как они подвержены большему риску развития когнитивных нарушений, поскольку триггером может служить не только сам порок, но и операция в условиях искусственного кровообращения, анестезиологическое пособие, длительная медикаментозная терапия и сам факт длительного пребывания в кардиохирургическом стационаре.
В ходе исследования учёные Кемеровского госуниверситета и НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний смогли оценить речевые навыки детей, включая экспрессивную и рецептивную речь, а также их внимание и память. Выявлены изменения в медицинской коммуникации при смене адресантов с коллег на юных пациентов или их законных представителей, обосновано включение когнитивных нарушений в спектр коммуникативных барьеров в общении между детским кардиологом и пациентом.
Сегодня междисциплинарный коллектив кузбасских учёных под руководством доктора филологических наук, заведующего кафедрой теории и методики преподавания гуманитарных дисциплин Института образования КемГУ Вероники Каменевой работает над описанием когнитивного статуса и особенностей коммуникации детей, оперированных по поводу ВПС.
По словам специалистов, это поможет создать направления и программы пререабилитации, которые позволят подготовить когнитивную сферу ребёнка к предстоящей операционной нагрузке. Поскольку в реализации проекта принимает участие междисциплинарный коллектив специалистов, аналога которому в Кузбассе на данный момент нет, дальнейшие результаты будут способствовать созданию первой в Сибири междисциплинарной программы реабилитации пациентов с врождённым пороком сердца.