6 МАРТА
Форум "Кадры для цифровой экономики. V1.2"
Заместитель директора АНО "НОЦ "Кузбасс"по образовательным проектам - Евгений Дугинов принял участие в форуме "Кадры для цифровой экономики. V1.2", который состоялся в Москве.
Форум направлен на презентацию и обсуждение экосистемы кадровых и образовательных проектов, запущенных в 2019 году на срок до 2024 года в рамках нацпрограммы "Цифровая экономика РФ" В рамках форума руководители экспертных направлений и исполнители федерального проекта в лице представителей государства, институтов развития, бизнеса и образовательных структур подводят итоги 2019 года, обсуждают ощутимые для населения эффекты от цифровизации образования, вызовы 2020 года, а также возможности для включения в реализацию проектов всех заинтересованных сторон.
Ключевые темы форума:

1. Поддержка молодых талантов в области математики, информатики и технологий цифровой экономики
2. Популяризация и развитие цифровой грамотности и компетенций цифровой экономики для граждан всех возрастов
3. Подготовка лидеров цифровой трансформации и профессионалов для ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере.

Открыла форум панельная дискуссия, посвященная стратегическим задачам развития экономики будущего и вызову «двадцатых», главные из которых – преодоление квалификационной ямы и сокращение времени реакции системы образования на запросы рынка труда. К участию в дискуссии были приглашены зам. Председателя Правительства РФ, федеральные министры, руководители институтов развития и компаний цифровой экономики.

Цифровые кадры и их перспективы

Перспективы федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», ограничения, которые предстоит преодолеть при его реализации, а также новые запросы со стороны бизнеса, вузов и регионов обсудили на форуме «Кадры для цифровой экономики 1.2», который состоялся 5 марта в Аналитическом центре при Правительстве РФ.

В работе форума участвовали руководители экспертных направлений, исполнители проекта «Кадры для цифровой экономики», игроки рынка образовательных услуг, представители Минобрнауки РФ и институтов развития, региональные чиновники и руководители университетов.

Открывая пленарную дискуссию форума, специальный представитель Президента России по вопросам цифрового и технологичного развития Дмитрий Песков напомнил, что для формирования экономики, которая базируется на цифровых технологиях, нужно лучше готовить новое поколение, готовить «цифровым образом» в школах и вузах, переобучить взрослых специалистов, готовых к освоению цифровых компетенций. А также необходимо «переподготовить управленцев, которые будут заниматься этими цифровыми преобразованиями».
Дмитрий Песков заявил:

«Никакой реальной статистики в образовании и на рынке труда сегодня не собирается, мы вынуждены пользоваться случайно подобранными рейтингами для определения места нашей страны – управлять такой системой невозможно. Чтобы чем-то управлять, надо это оцифровать. Главная задача федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» – за первый год на кейсах собрать общую онтологию рынка труда, оцифровать ее базовые предпосылки и научиться считать: а какой на самом деле дефицит специалистов? За прошлый год мы сделали базовую модель компетенции. Сделал ее искусственный интеллект. И мы научились быстро запускать пилоты, потому что оказалось, что у нас очень крутое сообщество в регионах. Мы научились собирать цифровой след. И знаем: когда вуз на самом деле учит и когда он «лепит» статистику».

Заместитель премьер-министра республики Татарстан Роман Шайхутдинов пояснил, что региональные вузы должны рассматриваться как точки роста в цифровой экономике. В сотрудничестве с индустриальными партнерами они уже готовят кадры для высокотехнологичных компаний. Одним из инструментов для этого являются специализированные кафедры, организованные при участии крупных региональных предприятий.

Управляющий партнер онлайн-школы английского языка Skyeng Александр Ларьяновский подчеркнул, что в данный момент заказчика глобальных изменений в системе образования нет. Внедрение новых технологий обучения у компаний в сфере образования происходит за 2 месяца, а на уровне государства – за 4 года. Поэтому государство должно выступить как заказчик пилотных проектов в образовании и доверить их проверку бизнес-сообществу.

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин отметил, что если мы хотим оперативно и массово сформировать у населения компетенции для ЦЭ – нужно упростить порядок получения финансирования на обучение для граждан.

Главную панельную дискуссию модерировали Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан и Научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов.

Модераторы подчеркнули мнение экспертного сообщества: для эффективной подготовки кадров для цифровой экономики Правительству, командам ФОИВ (Минэкономики, Минобрнауки, Минпросвещения и т.д), университетам и бизнесу нужно работать более скоординированно и «запараллеливать» мероприятия отдельных федеральных проектов (например, в части развития ДПО в вузах – «Новые возможности для каждого» и «Кадры для цифровой экономики») между собой и другими вузами, при этом интегрируя различные форматы.

Участники панельной дискуссии обозначили ключевые факторы подготовки квалифицированных кадров для цифровой экономики: необходимо внедрять персонализированное образование, разделить ИТ-подготовку на базовую и прикладную, готовить кадры с упреждением ситуации на рынке труда, создать благоприятную среду для непрерывного образования, увеличить скорость принятия стратегически важных решений и преодолеть бюрократические барьеры, в том числе, в формировании цифровой образовательной среды в школах.